21 ноября в зале филармонии в 17.00 состоится концерт Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский».

В программе концерта:

  1. Л. Ван Бетховен. Симфония № 3 «Героическая

    “Героическая симфония” — название 3-й симфонии Л. Бетховена, написанной в 1804 г. Первоначально композитор намеревался посвятить симфонию Наполеону, в котором видел носителя передовых идей. Узнав о коронации Наполеона, Бетховен уничтожил посвящение, и на титульном листе симфонии появилась надпись “Eroica” — “Героическая”. Посвящением всем павшим героям – звучит вторая часть симфонии - траурный марш.

    Глубоким философским подтекстом, масштабностью развития, смелостью музыкального языка 3-я симфония ознаменовала новый этап в развитии мирового симфонизма. В ней впервые получил яркое музыкально-драматическое воплощение характерный для бетховенского творчества девиз — “через борьбу к победе”.

  2. П.И.Чайковский. «Вариации на тему рококо»

    Солист – Заслуженный артист России и Татарстана

    Александр Виноградов (виолончель)

    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876–1877) П.И. Чайковский посвятил известному виолончелисту Вильгельму Фитгценгагену, который многое сделал для редактирования сольной партии.

    Называя свое произведение «Вариациями на тему рококо», Чайковский подчеркивал связь основной темы сочинения с искусством XVIII века, с его камерностью, миниатюрностью форм, отказом от сложности музыкального языка, обилием изысканных мелизматических украшений. Характер темы «Вариаций», близкий по звучанию темам «галантного» стиля, отразил увлечение композитором музыки той эпохи, в первую очередь, В.А. Моцарта (позднее Чайковский еще не раз будет подчеркивать эти связи, они отчетливо проявятся в симфонической сюите «Моцартиана» и пасторали из «Пиковой дамы»).

    Свое сочинение Чайковский выстраивает как изящный дивертисмент, где группы вариаций чередуются с чисто оркестровыми эпизодами или каденциями. Тема (не заимствованная, а написанная им самим), полная мелодического обаяния и лирической выразительности, многогранно представлена композитором в восьми вариациях. Партия виолончели, кажется, позволяет показать безграничные выразительные и технические возможности инструмента. Стиль сочинения подчеркивается и составом оркестра; камерный, истинной «моцартовский», оркестр создает изысканный фон для солирующей виолончели.

    После исполнения «Вариаций на тему рококо» на фестивале в Висбадене в 1879 году Фитценгаген писал Чайковскому: «Мне доставляет громадное удовольствие сообщить Вам, что я произвел Вашими вариациями громадный фурор! Меня вызывали три раза даже во время исполнения, а после вариации Andante бурно аплодировали. Лист по поводу Вашего произведения заметил: «Вот это, наконец, настоящая музыка!».

  3. С.Рахманинов. Симфоническая поэма «Утёс».

    Дирижёр – Вячеслав Губанов