13 мая в зале филармонии состоится уникальный концерт заслуженного артиста России – Александра Майкопара. В программе концерта произведения для двух старинных музыкальных инструментов – органа и клавесина.

Биография

Александр Майкапар родился в 1946 году в Москве. Заслуженный артист России.

После окончания училища при Московской консерватории в 1965 году поступил в Российскую Академию музыки им. Гнесиных (в то время — Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных) в класс профессора Теодора Гутмана. Одновременно занимался органом в классе профессора московской консерватории Леонида Ройзмана. В 1970 году поступил в аспирантуру, где занимался изучением проблем музыкально-исполнительского искусства в области старинной музыки. В этот же период начал активную концертную деятельность в качестве клавесиниста, органиста и пианиста. Много концертирует как в России, так и за рубежом (Германия, Польша, Австрия, Франция, Бельгия, Великобритания).

В Лондоне фирмой Olympia выпущена серия компакт-дисков музыканта — антология «Истоки русской фортепианной музыки». В разные концертные сезоны А. Майкапар исполнил такие циклы, как «И. С. Бах. Все клавирные произведения», «Франсуа Куперен. Все клавесинные произведения», «Йозеф Гайдн. Все клавирные сонаты».

А. Майкапар участвует в разработке концепции ряда программ музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», проводимого Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. («Зримая музыка», 2000; «В сторону Пруста...», 2001).

В разные годы А. Майкапар провел циклы музыкальных программ на радио «Орфей», «Голос России», «Радио России», «Радио-1» и др.

С 1998 года А. Майкапар является музыкальным комментатором Британской Радиовещательной Корпорации (BBC), автором и ведущим еженедельной программы «Музыкальный момент».

А. Майкапар автор книг «Шедевры русской оперы» (М., 1998), «Новый Завет в искусстве (очерки иконографии западного искусства)» (М., 1998), «Жизнь Христа в произведениях живописи» (М., 2001). В переводе А. Майкапара изданы книги: Эрвин Бодки «Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха» (М., 1993), Уолтер Эмери «Орнаментика Баха», Генри У. Саймона «Сто великих опер и их сюжеты» (М., 1998), Ванда Ландовска «О музыке» (М., 1991, 22005), Джеймс Холл «Словарь сюжетов и символов в искусстве» (М., 1996, 42004).

Под редакцией А. Майкапара издается «Антология сочинений С. М. Майкапара» (издательство MPI) — полное собрание музыкальных произведений и научных трудов выдающегося российского музыкального деятеля профессора Петербургской / Ленинградской консерватории.

В серии «Мастер-класс Александра Майкапара» (MPI) издаются важнейшие произведения фортепианного репертуара в редакции А. Майкапара. Первые выпуски посвящены творчеству И. С. Баха («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», 2006; «Двухголосные инвенции», 2006; «Итальянский концерт», 2007), а также П. Чайковского («Времена года»), Бетховена («Патетическая соната»).

Александр Майкапар — автор более 300 статей о музыке, интерпретации музыкальных произведений, музыкальной и христианской иконографии.

Подробнее см. www.maykapar.ru

Музыка для клавесина

Клавесин — старинный струнный клавишно-щипковый инструмент. Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. В начале XIX века клавесин практически вышел из употребления, в связи с появлением более совершенного фортепиано. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX — XX вв.

Музыка, написанная для клавесина, в связи со спецификой звукоизвлечения, изобилует украшениями, продлевающими звучание нот. Для клавесина писали известнейшие композиторы XVI — XVIII вв. — Рамо, Люли. Иоганн Себастьян Бах, специально для расширения возможностей клавесина создал знаменитый цикл прелюдий и фуг «Хорошо темперированный клавир».

В программе концерта:

И. С. Бах - Прелюдия и фуга до минор для органа
Г. Ф. Гендель - Сюита соль минор для клавесина
И. С. Бах - Три хоральные прелюдии для органа
- Прелюдия и фуга соль минор
Д. Скарлатти - Две сонаты для клавесина
И. С. Бах - Фантазия и фуга до минор для органа
- Прелюдия и фуга ля минор для органа

Концерт состоится 13 мая в 18:00 в зале филармонии.