Новая «палочка» Ульяновского симфонического оркестра

Новым главным дирижером Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» стал дирижер из Германии Олег Зверев. После одной из напряженных репетиций, дирижер дал нам интервью, где рассказал о семье и творческих планах.

- Олег Евгеньевич, расскажите, где вы родились? Вы из музыкальной семьи?

- Я родился в Томске, 1949 году, в не музыкальной семье. Но моя бабушка хорошо пела и ,говоря откровенно , у нее был даже свой театр, где исполнялись водевили.

- Как пришло понимание того, что вы хотите стать дирижером и связать свою жизнь с музыкой?

- Вообще очень поздно. Я не учился в музыкальной школе. Когда мне было 16 лет, я жил в Москве. После окончания школы планировалось, что буду поступать в МГУ, на юридический факультет. Но однажды я увидел на витрине одного магазина красивый кларнет. У меня все перевернулось внутри, и я попросил маму купить мне его. Он тогда 90 рублей стоил. Родители были против этого увлечения. Получается, что я начал играть в 16 лет, тогда же начал изучать музыкальную грамоту. Только в 19 лет я поступил в музыкальное училище при Ленинградской консерватории и закончил его за три года вместо четырех. Но, конечно, занимался я очень много.

- Когда и где состоялся ваш дирижерский дебют?

- Дело в том, что учащиеся, которые заканчивали то музыкальное училище, должны были сдавать оркестровку для духового оркестра. Я тогда впервые дирижировал и понял, что это мое. Я долго готовился. Потом я закончил оркестровый факультет Ленинградской консерватории, а уже несколько позже – факультет оперено-симфонического дирижирования.

- Насколько нам известно, у вас есть дочка. Она идет по вашим стопам?

- У меня есть дочь, у меня есть сын. Дочь живет в Петербурге и идет не по моим стопам – она работает в бизнесе, в банке. Сыну 12 лет и тоже с музыкой не планирует связывать жизнь, у него математическая наклонность.

- Вам приходилось бывать в совершенно разных странах, видеть много оркестров. Скажите, как отличаются оркестры по профессионализму, составу, качеству?

- Вопрос очень сложный. Отличаются оркестры по одному критерию: хорошие и плохие. И у нас есть прекрасные оркестры, и на Западе, у нас есть не очень хорошие, и на Западе – соответственно. Но есть «золотое» правило, что плохих оркестров не бывает. Вот так все витиевато.

- А какие страны и города вам запомнились больше всего?

- Вообще, просто как человеку, мне очень запомнился Ванкувер. Это чуть дальше от границы с Америкой. В Америке я читал лекции и был приглашен в Ванкувер. Это город потрясающей красоты, потрясающей чистоты и весь утопает в цветах, хотя находится у океана. Современные здания на меня произвели огромнейшее впечатление. Величайший город.

- А вот как дирижеру, в профессиональном плане, в какой стране вам комфортнее работать?

- В России, ведь в других странах мне приходиться проводить репетиции на английском или немецком языках. Но комфортно мне везде, где дают достаточное время для подготовки, для репетиций.

- В чем заключается принципиальная разница между российской и зарубежной публикой?

- На мой взгляд, никакой разницы нет.

- Олег Евгеньевич, вы уже хорошо познакомились с нашим оркестром. Скажите, как вы оцениваете уровень его профессионализма?

- Я считаю, что уровень профессионализма Ульяновского симфонического оркестра очень высок, его только надо раскрыть. Высок по очень простой причине - за пульт этого оркестра вставали выдающиеся дирижеры современности, российские и советские. Каждый из этих дирижеров оставил что-то свое внутри оркестра. Это такой феномен, который трудно объяснить, это все передается по наследству от одного поколения в другое и будет передаваться дальше. Это необъяснимое явление, когда встает великий человек, работает, и музыкант впитывает, как губка, лучшие качества.

-Ваши самые яркие впечатления от работы за рубежом?

- Мне очень понравились немецкие оркестры города Шлезвиг-Гольштейна, что на севере Германии. Очень понравились два оркестра в Польше, особенно в Штеттине. Там великолепный симфонический оркестр, в его главе стоит прекрасный дирижер, который сейчас является главным дирижером Национального оперного театра в Киеве. Кстати, он вскоре должен приехать к нам. Понравился национальный оркестр Варщавы «Juventus», я в августе месяце давал концерт в Германии с ним. Потрясающе качественно работают, с огромным желанием, дисциплиной, в общем - оркестр высокого качества. Мне он очень понравился и запомнился.

-А вы сами предпочитаете работать с молодыми музыкантами или опытными?

- Вопрос очень интересный. Я предпочитаю работать со всеми музыкантами. С молодыми работать большой интерес: это современное поколение молодых музыкантов, у них все впереди, они знают, чего хотят добиться, играют – на сто процентов, дисциплина – на сто процентов, выкладываются – тоже на сто процентов. И это не только на Западе так, но и в России тоже, в частности – в нашем оркестре. Это очень важно, что у людей есть цель. Касаясь старшего поколения, то это фундамент, на который можно опереться. У них есть музыкальная культура, человеческая культура. Это все в целом между собой связано.

- С какими трудностями вы столкнулись при работе с Ульяновским симфоническим оркестром?

- Пока не каких больших трудностей не испытал. Но они есть всегда, были и будут, но работать мне комфортно.

- А как вас встретил оркестр?

- На мой взгляд, очень хорошо. Доброжелательная обстановка.

- Есть ли у вас какая-либо мечта, которую вы хотите осуществить с нашим оркестром?

- Да. Моя мечта – сделать оркестр самого высокого класса, добиться, чтобы они получали достойную зарплату, как это ни странно. Хочется, чтобы психологический климат в оркестре был очень хороший, а это зависит от многих причин.

- Не скучаете по Питеру? По городу?

- Мне пока скучать некогда. Я живу в Германии. Не скучал все это время просто, что много работы.