«Сказки венского...»

Каждый год в Европе проходит знаменитый фестиваль посвящённый творчеству Штраусов. Испания, Италия, Австрия, Португалия, Франция, Германия — наслаждаются великолепными вальсами, польками, маршами, галопами, увертюрами и ариями из оперетт известнейшей династии композиторов и дирижёров 19 века — Штраусов.

Вот уже 3 год Ульяновский государственный академический симфонический оркестр под управлением дирижёр Константина Баркова принимает участие «Штраус-фестивале» в Испании. В этом году наши музыканты посетили с концертами Португалию.

Но каковой же была семья Штраусов, создавшая столько великолепной и жизнеутверждающей музыки?

Основатель династии — Иоганн Штраус (отец) родился 14 марта 1804 в семье содержателя гостиницы в венском предместье Леопольдштадт. В возрасте 14 лет поступил скрипачом в оркестр И. М. Памера. Товарищем Иоганна по оркестру был Й. Ланнер (1801—1843), прославившийся позднее своими вальсами и ставший преемником Памера в качестве ведущего венского танцевального дирижера. Когда в 1821 Ланнер создал собственный оркестр, он пригласил туда капельмейстером Штрауса. Четыре года они дружно работали вместе, но потом после публичного скандала расстались и Иоганн пошел своим путем. Он женился на Анне Штрайм, которая впоследствии родила ему трех сыновей: Иоганна, Йозефа и Эдуарда. Скоро Капелла Штрауса превзошла в популярности ланнеровский и все другие венские танцевальные оркестры, хотя император Франц I все же предпочитал Ланнера и назначил его «управляющим придворными балами». Однако именно Иоганн Штраус получал больше всего приглашений на местные праздники и на выступления в других странах. В 1833—1838 он гастролировал в Будапеште, Берлине, Лейпциге и Дрездене, ездил в Голландию и Бельгию, завоевал Париж и провел 72 концерта в Лондоне (это был сезон, приуроченный к коронации королевы Виктории). Среди композиций Штрауса особенным успехом пользовались Плач Лорелеи на Рейне, Висячие мосты и другие восхитительные, захватывающие вальсы, вслед за которыми вскоре появилось самое знаменитое сочинение Штрауса — Марш Радецкого.

Ланнер, главный соперник Штрауса, безвременно скончался в 1843 в возрасте 42 лет, и император назначил Штрауса на освободившуюся придворную должность.

В последнее пятилетие своей жизни Штраус пережил ряд потрясений. Нарастала ревность к успехам сына; он не принял революцию 1848 года и тяжело пережил ее; семейные проблемы привели к тому, что он оставил свою жену Анну ради молодой хозяйки мельницы Эмилии Трампуш. Он продолжал ездить со своим оркестром на гастроли в Германию, Бельгию и Англию, но поездки приносили утомление. Умер Штраус в Вене 25 сентября 1849.

Штраус вывел танцевальные жанры далеко за пределы, достигнутые Памером и даже Ланнером; его искусство доставляло огромную радость миллионам людей в разных странах Европы; он подарил миру более 250 сочинений, из которых почти две трети — вальсы.

Иоганн Штраус (сын) (1825—1899) родился 25 октября 1825 в Вене. Против желания отца, но при поддержке матери начал брать уроки скрипки у Омона, концертмейстера отцовского оркестра, и заниматься гармонией и контрапунктом у Й. Дрекслера (1782—1852). В 19 лет Иоганн Штраус собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Его дебют состоялся 15 октября 1844 года в качестве капельмейстера и композитора в знаменитом казино в предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу.

На следующее утро газеты написали: «Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын». Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет. Поступок сына привел его в ярость, и вскоре для сына, еще упивающегося своим триумфом, начались жестокие будни — борьба за выживание. Отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения — казино и кафе. К тому же, отец затеял бракоразводный процесс со своей первой женой — история эта на все лады смаковалась прессой, и обиженный сын не удержался от публичных нападок на отца. У этой истории был печальный конец — отец, пользуясь своими связями, выиграл судебный процесс, лишив первую свою семью прав на наследство и оставив ее без средств к существованию. Победил отец и на концертных подмостках, и оркестр сына влачил довольно жалкое существование. К тому же, у венской полиции сын был на плохом счету, имея репутацию человека легкомысленного, безнравственного и расточительного. Однако осенью 1849 года отец неожиданно умирает, и для сына все разом переменилось. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошел в гору. В 1852 года он уже играл при дворе молодого императора.

Летом 1854 года к И. Штраусу явились с деловым предложением представители русской железнодорожной компании, владевшей пригородной линией, связывавшей С.-Петербург с Царским селом и Павловском. Маэстро получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. Деньги предлагались немалые, и Штраус немедленно согласился. 18 мая 1856 года начался его первый сезон под русским небом. Публика сразу же была покорена его вальсами и польками. На его концертах бывали члены императорской семьи. В Вене же Штрауса не без успеха заменял его брат — Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

После 1870 Штраус — как утверждают, под влиянием растущей популярности французского композитора Ж. Оффенбаха — обратился к жанру оперетты. Но есть мнение, что на это его подвигла честолюбивая жена (Иоганн Штраус женился в августе 1862 года на Етти Трефц, уже имевшей до него трех дочерей и четырех сыновей, что ничуть не помешало ей стать не только его возлюбленной, но также музой, сиделкой, секретаршей, деловой советчицей. При ней Штраус еще выше вознесся и еще больше окреп духом. На летний сезон 1863 года Етти вместе с мужем поехала в Россию...). И вправду, Штраусу надоело «пиликанье» вальсов и он отказался от должности «дирижера придворных балов». Эту должность займет третий его брат — Эдуард Штраус. За первыми опытами в данном жанре -"Индиго и сорок разбойников" и «Римский карнавал» — последовал непревзойденный шедевр — «Летучая мышь». Написанная в течение каких-то шести недель и прохладно принятая на премьере, Летучая мышь стала вершиной жанра оперетты, она постоянно ставится на сценах, мелодии ее звучат по всему миру. Третья по счету в наследии Штрауса, она написана по французской комедии «Рождественский ужин» А. Мельяка и Л. Галеви (по книге К. Хаффнера и Р. Жене). Легкому, добродушному сюжету отвечает здесь искрящаяся весельем музыка, полная оригинальных, привлекательных мелодий. Летучая мышь была впервые поставлена 6 апреля 1874 в «Театре ан-дер-Вин».

Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу; в 1872 он дирижировал четырьмя концертами в Нью-Йорке и четырнадцатью в Бостоне, а также исполнил Голубой Дунай с 20-тысячным оркестром и хором. Пятидесятилетие со дня первого выступления Штрауса в ресторане Доммайера, 15 октября 1894, отмечалось всей Веной, причем приветствия прислали Бисмарк, Верди, Леонкавалло и многие другие знаменитости. Штраус умер 3 июня 1899 и был похоронен на венском Центральном кладбище рядом с могилой И. Брамса и напротив могилы Ф. Шуберта.

Огромное мелодическое дарование Штрауса, его новаторство в ритмике и оркестровке, его выдающийся театрально-драматический талант запечатлены в 479 сочинениях. Прежде всего следует назвать вальс «На прекрасном голубом Дунае» (1867), который стал неофициальным гимном славной Вены. За ним последовали вальсы «Ускорение» (1860) и «Утренние газеты» (1864), затем «Жизнь артиста» (1867), «Сказки венского леса» (1869), «Вино, женщины и песни» (1869), «Радости жизни» (1870), «Венская кровь» (1872), «Весенние голоса» (1882) и «Императорский вальс» (1888). Среди прочих сочинений можно выделить польки "Анн«а, «Трич-трач» и написанную вместе с братом Йозефом польку «Пиццикато», а также «Персидский марш», захватывающее «Вечное движение» и, конечно, 16 крупных театральных произведений.

Штраус, Йозеф (1827—1870), брат Иоганна, родился 22 августа 1827 и прославился как автор ряда восхитительных вальсов — например, Безумие, Моя жизнь — это радость и любовь, Акварели, Ласточки австрийских сел. Йозеф первоначально не рассчитывал стать музыкантом: он учился в Венском политехническом институте, получил специальности инженера-строителя и архитектора, сделал ряд изобретений. Весной 1853 брат Иоганн, чувствуя переутомление, попросил Йозефа присмотреть на некоторое время за оркестром. Тот согласился неохотно, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. Йозеф был романтик, поэт, он любил уединение и страдал приступами меланхолии. Во время концерта в Варшаве ему стало плохо, он был перевезен в Вену, где скончался 21 июля 1870.

Штраус, Эдуард (1835—1916), младший из братьев, родился 14 февраля 1835 и дирижировал Капеллой Штрауса в течение трех десятилетий, вплоть до ее роспуска в 1901. У Эдуарда не было сколько-нибудь заметного творческого дарования, однако он сочинил около двух сотен танцевальных пьес. В 1906 он опубликовал воспоминания — весьма субъективную, мстительную и недостоверную хронику семейства Штраусов. Перед смертью сжег архив Капеллы Штрауса. Умер Эдуард 28 декабря 1916. Его сын Иоганн Штраус (1866—1939) пытался воскресить семейную традицию и гастролировал по Европе перед Первой мировой войной.

Ощутить всю прелесть атмосферы евпропейского фестиваля, ульяновская публика сможет на концерте Ульяновского государственного академического симфонического оркестра 2 февраля в Большом зале Ленинского мемориала в 16.00. за дирижёрским пультом — Константин Барков.